upd 27 мая 2023
Архитектура Петербурга прежде всегда ориентировалась на европейские и античные традиции. Поэтому для него так необычен неорусский стиль, который вдохновлялся примерами древнерусского зодчества, что в целом отражало тенденцию возрождения национальных идей и обращения к своей культуре. В этом стиле построены одни из самых ярких церквей и доходных домов города.
Примеры
Спас-на-Крови
Главный пример псевдорусского стиля в Петербурге — это собор Воскресения Христова или Спас-на-Крови. Одним из требований к проекту собора было обращение к традициям русского зодчества. В победившем проекте А.Парланда особенно заметно влияние ярославской архитектуры XVI века и, конечно, московского собора Василия Блаженного на Красной площади. Известно, что перед началом работы архитектор специально изучал приёмы, использовавшиеся в архитектуре храмов Золотого кольца.
И хотя храм строился по новейшим для того времени технологиям, его реализация заняла больше двадцати лет. Задерживало завершение строительства оформление внутреннего убранства, а именно создание уникального полностью мозаичного интерьера. В мозаике выполнены панно по эскизам лучших русских художников, картины на библейские и исторические темы, использованы изразцы, самоцветы и эмаль.
Фасад богато украшен разноцветной эмалью, мозаичными панно, наличниками с кокошниками и узорчатыми куполами. Можно долго рассматривать декоративные детали, находить исторические и культурные отсылки в его облике; при этом собор остаётся уникальным и не похожим на другие церкви.
наб. канала Грибоедова, 2Б
Дом Никонова
В доходном доме Никонова особенно ярко выделяются главные черты неорусского стиля: разноцветный декор и кирпичная кладка. Разноцветные изразцы расписаны традиционными русскими узорами, цветами и сказочными фольклорными существами. Парадная часть фасада богато украшена наличниками с кокошниками, керамическими вставками и замысловатыми колонками. На стенах дворовой части кирпичной кладкой выложены орнаменты и узоры. В парадной сохранились витражи.
За столько красочное оформление здание также называют домом из русской сказки, а из-за шатровой кровли он напоминает терем.
Колокольная, 11
Храм Успения Пресвятой Богородицы
В фасаде храма заметна главная черта псевдорусского стиля — сочетание кирпича и мозаики. Украшают собор и традиционные позолочённые купола, мозаичные панно и яркие изразцовые вставки. Масштабный пятиглавый храм является подворьем Киево-Печерской лавры. В советское время здание использовалось как склад, а затем как каток, где тренировались известные фигуристы. В 1991 храм вернули РПЦ.
Лейтенанта Шмидта, 27
Доходный дом Басина
Дом Басина особенно похож на русский терем, и будто чтобы подчеркнуть это сходство, в его декоре использовались изображения сказочных фольклорных существ. Фасад богато декорирован главными приёмами стиля: колонками, кокошниками и бесчисленными орнаментами в русских мотивах.
Дом заметно выбивается из общего архитектурного ансамбля площади Островского, где все здания выполнены в классическом стиле, включая Александринский театр.
Островского, 5
Храм Богоявления Господня
Храм Богоявления на Гутуевском острове необычен своей композицией: широкая центральная часть возвышается на четырьмя малыми главами. Подчёркнут контраст между красным кирпичом без штукатурки и изразцовыми и майоликовыми вставками. Входы, окна и порталы украшены кокошниками, колонками и узорчатыми орнаментами. В советское время было утрачено внутреннее убранство, внутри находились склады и морг.
Двинская, 2
Собственный доходный дом Никонова
Здание на улице Достоевского выполнено тем же архитектором, что и «дом из сказки» на Колокольной, но его Никонов строил уже для себя. Дом также богат изразцовыми и майоликовыми вставками, изящно вписанными в стены и своды фасада. Окна обрамлены колонками и наличниками.
Достоевского., 38
Типография А. Маркса
Здание раньше принадлежало типографии, самой известной в Петербурге на конец 19 века. Фасад выложен красной и жёлтой кирпичной кладкой с мраморными вставками и украшен пилястрами. Искусно выполнены все чугунные элементы, сохранившиеся до наших дней: решётка, ворота, флагштоки и оформление входа.
Измайловский, 29
Дом Благовещенского синодального подворья
Когда-то в доме располагалось подворье святого Митрофания, а над боковым эркером был небольшой купол с крестом. Купол и интерьеры подворья не сохранились, кроме единственной росписи парадной лестницы.
Окна украшены характерными для стиля кокошниками и наборными колонками, а фасад — аркатурно-колончатым поясом.
8-я линия ВО, 61
Дом офицеров
В отличие от многих других примеров фасад дома офицеров выполнен без ярких вставок, исключение составляет лишь изображение герба на одном из эркеров. Декор выражается в обилии лепных и орнаментальных элементов, наборных колонках, кокошниках, дентикулах. Композиционно здание напоминает древнерусский терем с шатровой крышей и значительным выступом центральной части.
Литейный, 20
Иоанно-Богословская церковь
Храм Иоанна Богослова запоминается яркими вставками на фасаде, расписными колонками и кокошниками, обрамляющими окна и гармонией композиции. Интересно, что здание является подворьем Леушинского монастыря в окрестностях Рыбинска, который ушёл под воду после строительства Угличской ГЭС. Подробнее об истории затопления этих территорий — в посте.
Некрасова, 31
Доходный дом Императорского человеколюбивого общества
Фасад преимущественно украшен орнаментальной кирпичной кладкой: «сухариками», бегунцами и поребриком. Сохранились чугунные флигели, исторические ворота.
Литейный, 31
Церковь Воскресения Христова
Проект церкви Воскресения Христова у Варшавского вокзала ориентировался на древнерусские московские церкви. Пятиглавый храм с колокольней не совсем типичен для неорусского стиля, поэтому некоторые историки относят его к модерну или к неовизантийскому стилю. Он действительно довольно скромно декорирован, и напоминает древнерусские храмы скорее композиционно.
Обводного наб.к., 116
Дом Зайцевых
Доходный дом на Фурштатской улице пышно украшен главными элементами неорусского стиля. Это традиционные орнаменты, наборные и кубышчатые колонки, изразцовые вставки, архивольты. Дентикулами оформлены парадный вход и арка во двор, продуман декор дверей и балконов. Некоторые элементы встречаются и в парадной. И хотя встречается несколько необычных форм окон, все они смотрятся органично.
Фурштатская, 11
Усадьба «Сосновка»
Стиль загадочной усадьбы Чернова «Сосновка» скорее относят к эклектике с элементами псевдорусского стиля. Проект усадьбы напоминает средневековый замок, а этот образ дополняет нынешняя неприступность здания: в него нельзя попасть, а фасад практически полностью спрятан за деревьями.
Неорусский стиль выражен в декоративных элементах: орнаментальных вставках, шатровых башенках и колонках. Внутри сохранились живописные витражи, скульптуры грифонов и чугунная винтовая лестница.
Октябрьская наб., 72