Памятники конструктивизма Санкт-Петербурга

upd 14 апреля 2023

Конструктивизм появился в 1920-е годы и просуществовал немногим дольше десяти лет. Предшественником конструктивизма был модерн, начавшийся как новаторский романтизм и постепенно перешедший к более строгому функционализму. Именно функциональность и стала связующим звеном модерна и конструктивизма и является одной из главных его черт.

Архитектурные стили так или иначе отражают настроение эпохи, и конструктивизм не стал исключением — он был следствием подъёма надежд и веры в социалистическую утопию. По этой же причине в конце 1930-х годов эпоха конструктивизма была закончена и замещена сталинским ампиром как проводником новой идеологии.

В стиле конструктивизма часто строились общественные здания: дома культуры, театры, административные центры, бани — общественные пространства играли большую роль в социалистическом строе. Жилые здания также стали строиться по-новому — как жилмассивы, о которых есть отдельный пост. И, безусловно, конструктивизм отвечал функциональным задачам промышленных зданий: фабрик, заводов, станций.

В Петербурге конструктивизм вылился в отдельный стиль — ленинградский авангард. Для него характерна акцентуация на художественной форме, которую в начале XX века смогли обеспечить новые строительные технологии. Экспрессионизм не означал отказа от функционализма, и именно это сочетание стало фирменной чертой конструктивизма Петербурга.

ДК имени Горького

пл. Стачек, 4

Дом культуры имени Горького — это первый дом культуры в стране. Прямые линии, массивное остекление и отсутствие декоративных элементов делают его классическим примером конструктивизма. Нетипична лишь симметрия композиции, но именно она помогает создать монументальный эффект здания. Все помещения дома культуры имеют свою функцию: большой полукруглый вестибюль в центре, продуманный зрительный зал, пристройка для касс и прямоугольные части, предназначенные для клубных помещений.

Здание было построено по проекту А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевского к десятилетию Октябрьской революции. Строительство неоднократно задерживалось из-за отсутствия материалов, для чего было разобрано несколько старых домов. Проект получил Гран-При на Всемирной выставке в Париже и оказал большое влияние на дальнейшее развитие авангарда.

Дом технической учёбы

ул. Ивана Черных, 4

Дом технической учёбы был построен по проекту тех же архитекторов, что и дом культуры имени Горького, и является его логическим продолжением. В доме культуры не хватало помещений для клубов и курсов, вследствие чего было решено построить специальное образовательное учреждение. Здание имеет параболическую форму, что является следствием удобной формы аудиторий, вдоль лестниц же идут ступенчатые окна. Автор проекта Гегелло называл это здание игрой объёмов.

Первые годы фасад зданий стоял без штукатурки, также не был построен переход из ДК в дом технической учёбы. После пожара здание лишилось центральной части корпуса, и сейчас в первоначальном виде остался лишь торец. Сейчас в здании магазины.

Дом Советов Нарвского района

пр. Стачек, 18

Дом Советов задумывался как часть композиции Кировской площади и новый административный центр Нарвского района; таким он и является до сих пор. В цилиндре здания был зал заседаний, ему противопоставляется вертикаль пятидесятиметровой башни с серпом и молотом. Чтобы усилить это противопоставление и асимметрию, используется горизонтальное ленточное остекление. Это масштабный и уникальный проект, использующий все основные приёмы ленинградского авангарда. Удачное функциональное расположение помещений подтверждает тот факт, что они до сих пор используются по первоначальному предназначению.

Несколько лет назад стало известно, что для строительства дома Советов был использован камень с надгробий уничтоженного Митрофаньевского кладбища, находившегося неподалёку.

Ушаковские бани

ул. Зои Космодемьянской, 7

Ушаковские бани получили название «Гигант», так как на момент постройки были самыми крупными в городе. В основе проекта также стоял функционализм: большой цилиндр — это непосредственно баня и души, рядом с ними характерные для авангарда вертикали — трубы; протяжённые горизонтали — коридоры. Изначально здание было двухэтажным, затем надстроили третий этаж, тем самым нарушив геометрию линий. Местоположение Ушаковских бань неслучайно, ведь поблизости находилось немало предприятий, самое крупное из которых — Путиловский завод, а значит было много и рабочих жилмассивов. Такие жилмассивы, соответственно социалистической идеологии, не подразумевали ванных комнат, и все рабочие ходили мыться в бани, поэтому «Гигант» имел большой спрос. К сожалению, здание построено из материалов, не предназначенных для подобного рода помещений. От влаги оно стало разрушаться и пришло в аварийное состояние. Сейчас дальнейшая судьба Ушаковских бань под вопросом.

Красное знамя

Корпусная ул., 3

Уникальный пример экспрессионизма по проекту Э. Мендельсона и самый известный петербургский памятник конструктивизма. «Красное знамя» — это трикотажная фабрика, а на Корпусной улице находится её силовая подстанция. Динамический фасад по задумке автора должен напоминать «корабль, который тянет за собой производство». В 2018 здание было отреставрировано, здесь планируется сделать общественно-деловой центр.

Дом-коммуна инженеров и писателей

ул. Рубинштейна, 7

В плане архитектуры это здание сложно назвать выдающимся, но его главная историческая ценность — в задумке. Его планировка должна была отвечать новым задачам социалистического общества, а именно создать новый быт в доме-коммуне. Коммуна предполагала отказ от индивидуализма: общие зоны досуга, библиотеки, гардеробы, парикмахерские, душевые и столовые. Поначалу жильцы пользовались общественными помещениями, но скоро недостаток личного пространства стал доставлять неудобства. Дом стали называть «Слезой социализма». Постепенно во всём доме сделали перепланировку, и теперь здесь обычные квартиры с отдельными ваннами и кухнями.

Из архитектурных элементов здесь интересна асимметричная крыша и выступающие балконы.

Лиговские бани

Лиговский пр., 269

Две бани были построены по одинаковому проекту: Лиговские и Станционные на улице Шелгунова, 3. Простое функциональное здание с необычными параболическими формами — один из типовых проектов ленинградского авангарда. К сожалению, здание не имеет статуса памятника архитектуры, и оно уже оказывалось под угрозой сноса. Сейчас бани планируется реконструировать под офисы.

Московский райсовет

Московский пр., 129

Московский райсовет — новый административный центр Московского района по проекту И.И. Фомина. Главное помещение выполнено в форме цилиндра с привычным контрастом вертикальных прямоугольных частей и козырьком. Цилиндр создал своеобразный атриум, а коридоры были заменены круговыми галереями, по которым было легко добраться в любую часть здания. Менее востребованные функции центра были вынесены в трёхэтажный корпус, стоящий вдоль Московского проспекта.

Левашовский хлебозавод

Барочная ул., 4

Левашовский хлебозавод был первым хлебозаводом в Ленинграде. Он проработал до 1990-х, после чего здание занимали разные арендаторы. Сейчас часть помещений сносится, а часть реконструируется. Скорее всего в здании будет музей Блокады и культурное пространство.

Функциональность цилиндрической формы главного помещения отражала кольцевой метод приготовления хлеба. К нему примыкает второй цилиндр — бывшая котельная. Их дополняют ленточные окна и вертикальные линии труб.

Выборгская фабрика-кухня

Большой Сампсониевский пр., 45

В 1920-1930-е годы во многих района Ленинграда были построены так называемые фабрики-кухни. Это были общественные пространства, где были столовые, магазины и досуговые зоны. Рабочие приходили сюда поесть, либо же обеды доставлялись на близлежащие предприятия. Считалось, что рабочие не должны тратить время на приготовление еды, и поэтому эта функция должна полностью перейти к таким столовым.

Асимметрия и экспрессия форм, ленточное остекление делает фабрику-кухню Выборгского района ярким примером ленинградского авангарда. И как все здания конструктивизма, здание следует принципам функционализма — даже самые необычные формы имеют свою функцию. Например, козырёк должен был использоваться для открытой террасы.

Читайте также: Архитектура Петербурга.

Карта

Упомянутые в посте места.

Книга Б.М. Кирикова и М.С. Штиглиц «Архитектура ленинградского авангарда».